Наша история

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден после окончания «холодной войны» для того, чтобы открыть новую эру в Центральной и Восточной Европе. Он сыграл в этом процессе историческую роль и накопил уникальный опыт в стимулировании преобразований в регионе – и за его пределами.

ЕБРР привержен делу продвижения перехода к «экономике, ориентированной на рынок, а также развития частной и предпринимательской инициативы». С момента создания Банка в начале 1990-х годов это неизменно являлось его руководящим принципом и, несмотря на новые проблемы и распространение сферы деятельности ЕБРР на новые страны, будет по-прежнему являться его миссией и в будущем.

ЕБРР был создан в сжатые сроки для решения проблем, возникших в переломный момент в истории Европы: момент краха коммунизма на востоке континента. Со дня, когда президент Франции Франсуа Миттеран впервые выдвинул в октябре 1989 года идею создания европейского банка, до открытия ЕБРР со штаб-квартирой в Лондоне в апреле 1991 года прошло всего 18 месяцев.

С самого начала одними из важнейших отличительных черт Банка неизменно являлись оперативность и способность быстро и решительно реагировать на эпохальные события, будь то распад Советского Союза, финансовые кризисы или «арабская весна».

В бурный период начала 1990-х годов Банку приходилось многократно доказывать правильность своей ориентации на частный сектор как главную движущую силу преобразований в Центральной и Восточной Европе. Именно в этот период сложилась репутация ЕБРР как эксперта в вопросах перехода к открытому рынку.

Банк активно участвует в таких мероприятиях, как реформирование банковских систем, либерализация цен, приватизация (легализация и диалог по вопросам политики) и формирование надлежащей нормативно-правовой базы в отношении имущественных прав, т.е. во всех жизненно важных слагаемых преобразований.

Такие реформы подкрепляются квалифицированным консультированием, профессиональной подготовкой и передачей технических навыков и дополнялись крупными инвестициями в частный и государственный сектора. В условиях, когда отечественного капитала оказывается недостаточно для финансирования процесса преобразований, Банк предоставляет помощь в привлечении внешних ресурсов как из частных, так и из государственных источников.

Этот опыт оказался весьма полезным для Банка, когда он решил расширить первоначальный регион своих операций, распространив свою деятельность на новые страны, такие как Монголия (в 2006 году), Турция (в 2009 году) и Иордания, Тунис, Марокко, Египет и Косово (в 2012 году), Кипр (в 2014 году) и Греция (в 2015 году). В настоящее время Банк активно работает в более чем 30 странах от Центральной Европы до Центральной Азии и в странах Южного и Восточного Средиземноморья. Единственным членом Банка, который вышел из числа стран операций и больше не получает инвестиций Банка, является Чехия.

Понимание ЕБРР того, как функционирует рыночная экономика, и взаимодействие с другими международными финансовыми организациями позволили Банку также сыграть решающую роль в стабилизации региона и подготовке планов перехода к восстановлению экономики после шока, вызванного мировым финансовым кризисом в 2008 году.

Из всех банков развития только ЕБРР обладает политическим мандатом, предписывающим ему оказывать помощь лишь странам, «приверженным принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящим их в жизнь». Важнейшее значение для деятельности Банка имеют также принципы охраны окружающей среды и приверженность устойчивой энергетике.

ЕБРР действует в интересах всех своих акционеров – 65 стран, а также Европейского союза и Европейского инвестиционного банка, – а не только тех стран, которые получают его инвестиции. Мы все выиграем от более активной и глубокой интеграции региона ЕБРР в мировую экономику.

Президенты Банка

2012 года – настоящее время: сэр Сума Чакрабарти
Июль 2008 года – июль 2012 года: Томас Миров
Июль 2000 года – июль 2008 года: Жан Лемьер
Сентябрь 1998 года – апрель 2000 года: Хорст Кёлер
Сентябрь 1993 года – январь 1998 года: Жак де Ларозьер
Апрель 1991 года – июнь 1993 года: Жак Аттали

History of the EBRD

 The fall of the Berlin wall in 1989 was one of the monumental events the EBRD was established to respond to.

The fall of the Berlin wall in 1989 was one of the monumental events the EBRD was established to respond to.

The European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) was established to help build a new, post-Cold War era in Central and Eastern Europe. It has since played a historic role and gained unique expertise in fostering change in the region - and beyond.

Commitment to entrepreneurship

The EBRD is committed to furthering progress towards ‘market-oriented economies and the promotion of private and entrepreneurial initiative’. This has been its guiding principle since its creation at the beginning of the 1990s and, new challenges and the welcoming of new countries to the EBRD world notwithstanding, will continue to be its mission in years to come.

A turning point in the history of Europe

The EBRD was set up in haste to meet the challenge of an extraordinary moment in Europe’s history, the collapse of communism in its East. In fact, a mere 18 months elapsed between the first mooting of the idea of a European bank, by President François Mitterrand of France, in October 1989 and its opening for business with headquarters in London in April 1991.

Urgency and the ability to respond to momentous events swiftly and decisively, whether it be the end of the Soviet Union, financial crises or the ‘Arab Spring,’ have been among the EBRD’s hallmarks from the start.

During the frenetic years of the early 1990s the EBRD’s emphasis on the private sector as the main driver for change in Central and Eastern Europe was vindicated many times over. This was the period that established the EBRD’s reputation as an expert on transition to the open market.

It was heavily involved in areas such as banking systems reform, the liberalisation of prices, privatisation (legalisation and policy dialogue) and the creation of proper legal frameworks for property rights, all vital ingredients for change.

 

The EBRD was founded on 15 April 1991. Here is a historic footage of Queen Elizabeth II welcoming the Bank to London.

More videos

Expanding the EBRD's region of operations

Such reforms were supported by sound advice, training and technical expertise, and supplemented by major investments in the private and public sectors. With domestic capital on its own insufficient to finance transition, the EBRD helped to bring in external capital from both private and public sources.

Such experience has stood the EBRD in good stead when it has expanded its original region of operations into new countries such as Mongolia (in 2006), Turkey (2009), Jordan, Tunisia, Morocco, Egypt and Kosovo (in 2012), Cyprus (2014) and Greece (2015). It is currently active in more than 30 countries from central Europe to central Asia and the southern and eastern Mediterranean. The Czech Republic is the only member to have ‘graduated’ from the EBRD and no longer receives investment from the Bank.

The EBRD’s understanding of how a market economy works and engagement with other international financial institutions also allowed us to play a crucial role in stabilising the region and planning for recovery after the shock of the global financial crisis in 2008.

The EBRD's unique mandate

Uniquely for a development bank, the EBRD has a political mandate in that it assists only those countries ‘committed to and applying the principles of multi-party democracy [and]pluralism’. Safeguarding the environment and a commitment to sustainable energy are also central to the EBRD’s activity.

The EBRD serves the interests of all its shareholders - 65 countries from five continents plus the European Union and the European Investment Bank - not just those countries which receive its investments (€9.4 billion in 2015). We all stand to gain from the EBRD region’s closer and deeper integration into the global economy.